Вступление
Не знаю
кто как, но лично я покупал свой CD-R drive для записи
музыки: меня всегда раздражала необходимость приобретать
музыкальные компакт-диски (особенно серии "The
Best Of") с неизвестно кем сделанной подборкой
"хитов". CD-R стал решением этой проблемы,
и сегодня на моих полках постепенно выстраиваются диски,
которые приятно слушать от начала и до конца!
Но...
с внедрением этой технологии в моем доме оказалось,
что "не всё коту масленица". От начала моих
экспериментов и до более-менее налаженного технологического
процесса несколько десятков CD-R матриц сожжено и отправлено
в мусорную корзину и один из CD-R приводов, прошедших
через мои руки, "погиб", не выдержав издевательств.
В этой
статье я попытаюсь рассказать о том, как с наименьшими
затратами начать записывать собственные Audio CD. Чем
отличается этот процесс от записи обычных CD-ROM дисков.
Какое программное обеспечение использовать. Как лучше
настроить для этих целей компьютер. Какой CD-R drive
(привод, дисковод) выбрать. Словом, в этой статье —
обобщение накопленного мной опыта, не отягощенное сложными
техническими подробностями. Некоторые формулировки и
определения позаимствованы мной из других источников:
- Л. Перселл, Д.
Мартин, "Как создать свой CD", Москва,
изд. "МИР", 1998
И
последнее: эта статья не для тех, кто хочет записывать
компьютерные данные. В записи обычных данных нет ничего
сложного (не считая нескольких мелких хитростей). Более
того, Вам подойдет практически любой CD-R привод и абсолютно
любая программа, в которой имеется поддержка этого привода.
Запись же audio CD, как показывает мой опыт — это искусство!
Разумеется, в сочетании со знаниями, опытом и немного
— везением...
Выбор и покупка CD-R
привода
Выбирать
Вам особо не придется. Точнее, выбирать придется из
ассортимента устройств, предлагаемого компьютерными
фирмами Вашего города. Торгует CD-R приводами не очень
много фирм, на каждой из которых вам встретится одна,
максимум две разновидности.
Самая
подробная строчка из прайс-листов, описывающая характеристики
устройства, выглядит примерно следующим образом:
Зап.
уст-во CD-R MITSUMI CR2801TE IDE (ATAPI) 8read/2write
+ 3 CD-R disks
Не очень
то информативно... Означает это примерно следующее:
CD-R привод фирмы Mitsumi модель 2801TE с возможностью
записи на 2x-скоростях и чтения на 8х скоростях, с интерфейсом
IDE. Обозначение CD-RW в спецификациях некоторых устройств
означает возможность работы с перезаписываемыми дисками.
В последнее время компьютерная пресса пестрит сообщениями
о том, что популярность дешевых CD-WORM (CD-R) дисков
угрожает рынку CD-RW. Поэтому сегодня все больше производителей
пытаются "убить двух зайцев", предлагая два
устройства "в одном флаконе". Вопрос об актуальности
использования CD-RW, преимуществах и недостатках таких
комбинированных устройств — предмет отдельного разговора.
Здесь же я просто скажу, что такой симбиоз несколько
удорожает CD-R привод, но для записи аудио-дисков является
совершенно бесполезным. Подробнее о CD-RW читайте в
этой статье.
Если Вы
не располагаете лишними средствами для приобретения
CD-R привода "на все случаи жизни" и берете
его в основном для записи аудио-дисков (и немножко —
для мусора, который периодически накапливается у Вам
на винчестере), выбирать следует из обычных (некомбинированных)
устройств.
Еще
до покупки CD-R привода очень важно, согласно рекомендации
журнала CHIP №11/1998, "убедиться в наличии свободного
отсека для 5,25-дюймового дисковода в корпусе ПК".
Я же считаю, что еще до покупки необходимо определиться
с тем, сколько денег у Вас имеется в наличии. Именно
от этого будет зависеть, к какому из моих советов Вам
прибегнуть в дальнейшем.
Вечный
вопрос: IDE или SCSI?
Уже пересчитали
деньги? Так вот, если IDE-устройства стоят сегодня в
диапазоне от $320 до 380, то SCSI устройства — где-то
минимум на $50 дороже, то есть от $400. Без стоимости
контроллера (который обойдется Вам дополнительно от
$45 до $150, если, конечно, контроллер не встроен в
системную плату). Возникает вопрос — а есть ли смысл
платить больше за SCSI-устройство? Однозначно, смысл
есть. Были бы деньги...
Аргументы
"ЗА" покупку IDE-устройства:
- относительно низкая
цена
- более простая установка
(в том смысле, что не нужен внешний SCSI адаптер)
Аргументы
"ПРОТИВ" покупки IDE-устройства:
- если вам в принципе
не нравится интерфейс ATAPI
Аргументы
"ЗА" покупку SCSI-устройства:
- надежная работа с другими
SCSI- и IDE-дисками
- возможность работы
в фоновом режиме при осуществлении записи
- не занимает второй
IDE-контроллер
- не требует оптимизации
операционной системы
- возможность безопасной
записи на более высоких скоростях (4х и более, правдв,
в случае с IDE - тоже нет проблем писать на 4х)
Аргументы
"ПРОТИВ" покупки SCSI-устройства:
- более сложная установка
- высокая цена
- необходимость в дополнительном
контроллере
Итак,
при покупке SCSI-устройства вы платите дополнительные
деньги не за мифические, а за реальные дополнительные
преимущества: скорость, надежность, качество.
Запись
CD-R устройство
по скорости характеризуется двумя величинами: скоростью
записи и скоростью чтения. На 2-й скорости компакт-диск
забитый "под завязку" (74 мин.) записывается
примерно за 36 минут. На 4-й — за 18 минут. Но это при
записи в режиме disk-at-once, если же мы пишем в режиме
track-at-once, то еще надо добавить до 10-20 секунд
на трек (эта величина паузы между записью треков зависит
от программы записи и CD-R drive). В результате компакт
с 74 минутами и 20 треками пишется 20 минут (на 4х),
а с 99 — больше получаса.
При этом
скорость записи "больше" — не всегда означает
"лучше". Одной из самых больших проблем CD-R
приводов является опустошение буфера. Все дело в том,
что поток данных, поступающий на лазер при прожигании
матрицы НЕ ДОЛЖЕН прерываться. Если лазер отключился,
не завершив корректно запись диска или дорожки — все,
матрица испорчена. Отправляйте ее в мусорник. Хотя —
нет. Не нужно в мусорник: за всю историю человечества
накоплен богатый опыт использования испорченных CD-ROM
дисков (см. "35 способов применения CD-ROM"
в конце статьи). Кроме того, есть маленький ньюанс:
если запись на диск была прервана, но при этом диск
не был помечен как Read-Only (окончательная финализация
диска), то на него ещё можно записать данные. Получится
такой своеобразный "неполноценный" CD-R в
формате CD-Extra, с которого будут читаться на обычном
CD-player все записанные до сбоя аудиотреки и на CD-ROM
drive дописанные позже данные.
Проблема
опустошения буфера особенно характерна для CD-R приводов
с интерфейсом IDE. Поэтому именно для них имеет значение
размер внутренней памяти, благодаря которой обеспечивается
непрерывное поступление информации на работающий лазер.
Обязательно
поинтересуйтесь этим параметром при покупке! Для 2x-скоростных
CD-R приводов она должна составлять не менее 512 Кб,
а лучше — 1 Мб. Для 4x-скоростных — от 1 Мб и более.
Ведь, посудите сами, поток данных при 2х-скоростной
записи составляет 300 кБ/сек (при 4x-скоростной — 600
кб/сек). Это означает, что если поток данных с жесткого
диска в буферную память прервется более чем на 1.5 сек,
буфер будет исчерпан и матрица испорчена...
Для SCSI-устройств
такого не происходит практически никогда (исключения
могут составить только какие-то особые обстоятельства,
типа "зависания" компьютера). Для IDE-устройств
— сплошь и рядом.
СОВЕТ:
снимите все фоновые задачи и не прикасайтесь к компьютеру
во время осуществления записи на CD-R вплоть до ее завершения
(это банально, но некоторым может помочь).
Кроме
того, для IDE-устройств рекомендуется включать (хотя
бы первый раз для проверки при изменении условий записи)
"проверочную запись", при которой компьютер
эмулирует запись на диск, считывая данные с жесткого
диска и позиционируя головку CD-R привода, не включая
при этом лазера.
Такой способ
позволяет перестраховаться, но увеличивает время записи
CD вдвое.
Еще
один недостаток высоких скоростей записи (для аудио-дисков)
— необходимость использования качественных носителей
(CD-R матриц). В противном случае могут возникнуть достаточно
слышимые искажения (похрипывание, короткие прерывания)
звука. Если такое имеет место быть, перейдите на 2-ю
скорость и после этого пишите хоть на ДСП (Кстати, у
дисков, записанных на разных скоростях, отражающий слой
после записи даже выглядит по разному :). Из качественных
(тех, которые мне попадались) можно рекомендовать Mitsumi,
Maxwell, TDK, TARGA, Memorex, HP, Verbatime, Dysan.
Из "слабеньких" — BTC, Noname (то есть, совсем
без названия). А вообще noname могут давать до 10-20%
(!!!) брака, как по причине срыва сессии, так и просто
некачественная запись и невозможноть писать в многосессионке
— ну не пишется 2-я сессия!! В общем, как обычно, чем
громче имя фирмы, тем больше вероятность качественной
работы. Хотя на самом деле качество записи на повышенных
скоростях зависит на 99% не от болванки, а от писалки.
Чтение
Очень важная
характеристика для работы с CD-DA (аудио-CD). И практически
несущественная для обычных компьютерных CD-ROM. Почему?
Казалось бы, ведь аудио-данные проще, для них менее
существенны небольшие ошибки, чем для компьютерных,
где на счету каждый бит. А вот тут-то (частично) и зарыта
собака (которую я съел)! Прочесть компьютерный CD-ROM
много ума не надо: у них намного больше корректирующих
данных - это сделает практически любой CD-ROM привод.
А вот аудио-диски,
где намного меньше так называемой "избыточной
корректирующей информации", становятся проблемой
для приводов со слабеньким считывающим узлом.
В этом
случае можно попробовать прибегнуть к различным ухищрениям,
если они поддерживаются приводом и программным обеспечением.
К примеру, уменьшение скорости считывания, распаковки
аудиоданных и прочее...
Качество
(и максимальная скорость) чтения данных с аудио-дисков
— это тот параметр, который Вы не встретите в документации
— его можно проверить только попробовав. К примеру,
Mitsumi 2801 TE 2x/8x IDE прочел примерно 95% опробованных
мной дисков. Sony CDU 928E 2x/8x IDE примерно 86%.
А Teac 55S 4x/12x SCSI c легкостью на 12-й скорости
вычитал все 100%.
Как
проверить CD-R привод на "читабельность"?
Первое,
что приходит в голову — прочитать поцарапанный компакт-диск.
Ан-нет! Как правило, неглубокие царапины (мы всегда
при покупке диска рассматриваем его поверхность именно
на предмет таковых) не влияют на читаемость (возникающие
при этом ошибки легко исправляются приводом). К слову,
одна из испорченных мною матриц, служащая на столе
подставкой для чашки, исцарапанная вдоль и поперек,
отлично читается и проигрывается в моем CD player'e.
Качество
диска (изготовленного штамповкой, не прожиганием)
можно оценить во-первых, равномерностью нанесения
алюминиевого слоя (отсутствие разводов на поверхности)
и его плотностью (оцените диск на "просвет"
— иногда слой настолько тонкий, что диск кажется практически
прозрачным, а в некоторых местах иногда есть даже
сквозные отверстия - вы их увидите, где алюминиевый
слой полностью отсутствует. Разумеется, таким образом
не проверишь диски, имеющие на обратной поверхности
"толстый толстый слой" этикеточной краски
или шелкографии). Именно такие диски (в основном —
китайские) являются большой проблемой для одних CD-R
приводов, не очень большой для других и практически
не проблема для третьих. Попросите вычитать такой
диск на том приводе, который Вы присмотрели для себя.
Но и не давайте ему неразрешимых задач - по большому
счету у компакт-диска должна быть только одна дырка...
:-)
В
общем, мелкие царапины — не самое страшное, привод
способен корректировать полностью несчитанные блоки
до 2.5 мм! (почитайте FAQ по CD). Важны именно большие
"пятна" и ещё центровка диска! А вот последнее
на глаз, увы, не проверить.
Винчестер
Чтобы записывать
аудио-диски, вам понадобится емкий (4 Гб, а лучше
6 Гб и более) и быстрый винчестер. Почти все выпускаемые
сегодня Ultra ATA винчестеры являются таковыми. Вы
спросите, зачем Вам 4 Гб и более, если емкость данных
одного CD составляет 650 Мб? Не помешает, поверьте!
Процесс записи аудиоданных с CD на винчестер достаточно
утомительный и долгий. Поэтому лучше уж подготовить
заранее информации для 4-5 дисков, а потом записывать
их один за другим, особо не отвлекаясь.
Начнём
с того, что 74 минуты аудио в формате WAV — это не
650, а около 750 Мб, т.к. минута звука 44100/16бит/стерео
в формате PCM занимает примерно 10 Мб. И пишется аудио
CD с 2352 байтами в секторе, в отличие от данных,
где сектор — 2048 байт, а разница идёт на дополнительную
коррекцию.
Немного
о термической перекалибровке винчестера, совсем чуть-чуть.
Сразу скажу, что сегодня, для современных быстрых
Ultra ATA винчестеров, этот процесс не является проблемой.
Мой Utlra DMA Fujitsu 4,2 Gb производит ее порой не
один раз за сеанс записи, что практически не сказывается
на заполнении буферной кэш-памяти привода. А если
у Вас еще и CD-R или жесткий диск со SCSI-интерфейсом,
так об этом можно и вовсе не думать.
Super
Disco Collection with BONUS... CLICKS?!
Большинство
существующих на рынке CD-R приводов и поддерживающих
их программных продуктов используют методику записи
диска, известную как TAO (Track-at-Once)
— одномоментная запись дорожки. При записи по этой
методике, всякий раз, когда дорожка заполняется, лазер
берет паузу и на диске образуются два выходных блока.
Когда запись возобновляется, записывается дополнительный
блок связи и еще четыре входных блока для обеспечения
непрерывности между дорожками.
Другая
методика, известная как DAO (Disc-at-Once)
- одномоментной записи диска, обеспечивает запись
диска от начала и до конца в один проход без остановок
лазера. При этом не требуется никаких дополнительных
входных и выходных блоков. Диск закрывается в конце
записи. Режим DAO требует как аппаратной (со стороны
накопителя), так и программной (со стороны программного
обеспечения) поддержки. Не все современные накопители
CD-R поддерживают этот режим. И не все версии популярных
программ (к примеру, новая light — урезанная — версия
популярного и очень удобного пакета CeQuadrat WinOnCD
ToGO! 4.5, поставляемая в комплекте со многими накопителями
этот режим не поддерживает, в то время как с ним справляется
WinOnCD 3.5, которая куда сильнее, ибо фактически
представляет собой другую программу; режимов и форматов
записи в ней больше. Плюс изменённый engine для записи,
который "кушает" намного меньше процессорного
времени).
Запись
диска в режиме Track-at-Once (TAO)
Итак, если
Ваш дисковод (так уж случилось) не поддерживает режим
DAO, и пишет аудиотреки со щелчками — это нормально.
Я открыл по меньшей мере несколько способов избежать
этого.
- Windows'95 должна
быть девственно чиста. В большинстве случаем проблемы
создают "мусор", неиспользуемые, "забытые"
или конфликтующие друг с другом драйвера различных
устройств. Установите еще одну копию Windows'95.
(На самом деле, этот совет больше полезен для начинающих,
опытные пользователи работают в любых условиях :-))
Вызывать поочередно нужную Вам версию Windows можно
будет, внося исправления в файл msdos.sys
(параметры WinDir и WinBootDir) и запуская файл
win.com из соответствующего каталога. Эту копию
Windows нужно устанавливать в как можно более облегченном
варианте — без поддержки сети, графических, служебных
приложений, файлов помощи, обоев и скринсэйверов.
Вам понадобится только CD-player и поддержка аудиокарты.
- Установите "родное"
программное обеспечение для CD-R, поставляемое в
комплекте, со всеми "родными" драйверами.
К примеру, проблему щелчков CD-R привода Mitsumi
2801 TE (режим DAO не поддерживается) решила установка
драйвера CeQuadrat PacketCD (который поставлялся
в комплекте). Если к Вашему приводу не идет такая
программа, попробуйте найти ее и установить — возможно
это решит проблему.
- ОЧЕНЬ
рекомендуется устанавливать только одну программу.
Если, попробовав разные варианты работы с ней, вы
не добились нужного результата, удалите ее (лучше
вместе с Windows), поставьте систему снова и попробуйте
другой пакет. Это необходимо сделать, поскольку
при обычном удалении драйвера устройств как правило
остаются в системе и мешают корректной работе других
пакетов. Поэтому я и рекомендую экспериментировать
с отдельной копией Windows.
- "Забивайте",
записывайте и закрывайте диск за один сеанс (многие
программы позволяют оставлять диск открытым и впоследствии
добавлять отдельные треки или группы треков до полного
заполнения диска. В случае, когда аудио-диск не
закрыт, он не может проигрываться, а читается только
в CD-R накопителе).
-
Главное
не забывать, что данные можно писать как угодно,
а вот аудио — только одной сессией. Как её закрывать
— целиком с диском или только сессию — в принципе,
все равно, но читаться будет на аудио только первая
аудиосессия. Правда, туда же можно дописать данные
(например, на WinOnCD просто ставится CD-R с закрытой
аудиосессией (записанной как аудиодиск), но сам
диск еще не закрыт, и дописывется следующей сессией
данные, не импортируя предыдущей — это, кстати,
и невозможно, ибо она аудио — и игнорируя сообщение
о том, что ее не импортировали). В итоге получаем
этакий CD-Extra — сначала аудио, читаемое только
на аудиопроигрывателях, потом данные, читаемые
только на CD-ROM'ах.
- Попробуйте установить
CD рекордер на другой компьютер. Щелчки также являются
следствием возможных скрытых аппаратных конфликтов.
По крайней мере на 2-х из 4-х опробованных мною
машин диски записывались корректно даже в последнем
(п. 4) случае.
- Если Вы счастливый
обладатель SCSI CD-R привода, вполне возможно, что
даже в режиме TAO диски будут записываться чисто
даже без всех вышеуказанных ухищрений. Или с еле-еле
слышными щелчками (что не критично для не очень
придирчивых меломанов, или для прослушивания на
компьютерных колонках).
Итак,
мы выяснили, что запись аудиотреков в режиме TAO зависит
от Вашего старания и везения. Одним из интересных
возможностей этого режима являются возможности регулирования
продолжительности паузы между треками, вплоть до сведения
ее к нулю, а также возможность постепенного наполнения
диска путем добавления аудио-треков время от времени,
оставляя диск отрытым. Во все же остальном покупка
такого привода вряд-ли сделает вашу жизнь проще.
Запись
диска в режиме Disc-at-Once (DAO)
Как мы
уже выяснили, чтобы записывать диски с использованием
этой методики, она должна поддерживаться как самим
приводом, так и программой для записи CD. Имеет два
существенных недостатка: требует обязательного закрытия
диска после записи (невозможно впоследствии добавлять
аудио-треки) и пишет треки без пауз, впрочем, как
ему и положено. В то время как стандартом является
2 секундная пауза между композициями. Хотя эту особенность
можно расценивать и как преимущество — существует
достаточно много дисков c треками без пауз.
Если же
Вам нужны паузы, Вам придется добавлять их вручную,
используя специализированную программу (на это уходит
примерно 20-30 мин/диск, в зависимости от количества
композиций). Наиболее удобным, из условно-бесплатных,
я нахожу редактор Cool Edit (v1.31)
— быстро и просто добавляет паузы и делает "затухание",
а также много других полезных вещей (о работе с конкретными
программами читайте в следующей части статьи).
Стоит упомянуть
и более удобный профессиональный SoundForge, но стоит
он ого-го. К SoundForge'у же есть опять таки профессиональный
plugin CD-Architector. Лучше для записи аудио CD нет
ничего! Там можно как угодно гонять треки, паузы,
границы и т.п.
Так
что, если не хотите подпрыгивать на стуле в паузах
между композициями, используйте режим DAO, который,
при всех своих недостатках, обеспечит Вам гарантированную
и чистую запись аудио CD.
Настройка
аппаратных ресурсов и программного обеспечения
Одним из
важных факторов успешной записи диска является корректная
настройка всего программного обеспечения, начиная
от операционной системы и заканчивая специализированным
пакетом для записи CD.
Требования
к настройке системы для записи аудио-дисков намного
выше, чем для записи обычного CD-ROM, поскольку запись
звука на CD осуществляется на более высокой скорости,
чем запись данных. Причина состоит в том, что поток
аудиоданных содержит больше "чистых" данных
и меньше кодов для коррекции ошибок; так каждый блок
аудиоданных в формате Красной Книги содержит 2352
байт, а эквивалентный блок данных в формате Желтой
Книги — 2048 байт. Для обеспечения непрерывного потока
при стандартной скорости записи вы должны передавать
172 кбайт/сек аудиоданных, в то время как для компьютерных
данных эта скорость составляет 150 кбайт/сек (Для
2-х скоростных устройств, соответственно 344 и 300
кбайт/сек, для 4-х скоростных — 688 и 600 кбайт/сек).
Ниже
я привожу основные рекомендации, которые следует выполнять,
чтобы обеспечить оптимальную и бесперебойную запись.
- Установите еще одну
копию Windows'95 в минимальной конфигурации специально
для задач записи на CD.
- Используйте только
один программный пакет для записи CD-R, иначе могут
возникнуть конфликты между драйверами. Если вам
нужны функции более чем одной программы, попытайтесь
протестировать две эти программы в многозадачном
режиме. Если они не смогут работать одновременно,
значит у них конфликтуют драйвера.
- По возможности, не
подключайтесь к локальной сети (особенно это касается
владельцев CD-R накопителей с интерфейсом IDE).
Прерывание, вызванное в процессе записи CD или же
обращение к Вашему диску, может оказаться фатальным.
- Используйте только
современные и высокоскоростные жесткие диски Ultra
ATA или SCSI. Заметим, что диска E-IDE с потоком
от 2-3 Мб/сек хватает для записи на 4х кратной скорости
выше крыши, но, опять же, возникает проблема загрузки
процессора, что очень критично для E-IDE (ATAPI)
же CD-R драйвов, так что UDMA может помочь.
- Удалите все резидентные
программы из памяти (в т.ч. отключите хранители
экранов). Такие программы часто занимают процессор
в самое неподходящее время. И если они останутся
в памяти, это может нарушить процесс записи.
- Попробуйте различные
комбинации программных и аппаратных средств. Далеко
не все комбинации аппаратных ресурсов и программ
могут работать друг с другом и Вашим CD-R приводом.
Причина этого никогда не ясна до конца. Попробуйте
другую программу, удалите из системы подозрительные
устройства, в конце концов испытайте ваш накопитель
на другом компьютере.
- Используйте только
самые свежие драйвера для устройства (их последние
версии, при удачном стечении обстоятельств, вы найдете
на веб-сайте производителя привода или программы
для записи CD). На самом деле, драйвер или работает
или не работает. А вот если крутить и постоянно
менять драйвера - конфликты гарантированны!
- Сохраняйте аудиотреки
на жесткий диск только после полной дефрагментации
последнего. По окончании записи и удалении соответствующих
wav-файлов, снова произведите дефрагментацию жесткого
диска.
- Позаботьтесь о том,
чтобы файлы-образы треков находились на самом быстром
локальном жестком диске, желательно как можно ближе
к первым дорожкам.
- Не трогайте клавиатуру
во время записи, а тем более не вздумайте разложить
пасьянс или отправить факс в фоновом режиме! Это,
если у вас E-IDE жесткий диск, если scsi, то делать
можно массу всего :-)
- Произведите проверочную
запись перед выполнением окончательной. В случае
возникновения проблемы опустошения буфера, перейдите
на более низкую скорость записи.
- CD-R привод с интерфейсом
IDE устанавливайте единолично в режиме Master на
отдельный порт IDE-контроллера! (На самом деле можно
установить и в режим SLAVE. Ведь режимы-то равны...
На апрактике, у меня нормально работали IDE писалки
с хардом, откуда производилось чтение на одном канале.
Из
существующего многообразия программ для записи, рекомендую
экспериментировать только c наиболее известными и
надежными: Adaptec Easy CD Creator (за исключением
4-й бета версии — "глючит" на многих машинах,
в большинстве случаем делая Windows'95 после ее установки
неработоспособной) и CeQuadrat WinOnCD различных версий.
Техника
безопасности
CD-R
привод — вещь в большинстве случаев достаточно капризная.
Соблюдение нижеследующий правил позволит продлить
ему жизнь, а Вам — сэкономить нервные клетки.
- Если у Вас до сих
пор нет UPS (Источника бесперебойного питания),
пора его приобрести. Внезапный бросок напряжения
если и не испортит матрицу, то уж точно "посадит"
щелчок на аудиодиске.
- Если вы пользуетесь
CD-R приводом не только для записи CD, но и для
повседневной работы с обычными CD-ROM дисками, следите
за их чистотой. Не вставляйте в дисковод пыльные
диски — перед установкой протрите их чистой тряпочкой.
- С появлением у Вас
CD-R накопителя, наверняка все Ваши друзья, знакомые
и коллеги выстроятся в очередь записывать себе диски.
А быть может, Вы и сами решите оказывать такие услуги.
В этом случае предусмотрите приобретение "кармана"
(mobile rack, frame) для переносного винчестера
— чрезвычайно удобная штука. Подключите его вторым
на один кабель с вашим стационарным винчестером,
а в Standart Setup BIOS'a установите AUTO-определение
для Primary Slave HDD.
В следующей
части своей статьи я расскажу о хитростях работы со
специализированными пакетами для записи CD (и audio
CD в частности).
Выбор
программы
Из
всех опробованных мною программ, я остановился на
двух: EasyCD Creator 3.x и CeQuadrat ToGo 4.0 (4.5).
Основное преимущество этих пакетов - удобный, интуитивно-
(в достаточной степени) -понятный интерфейс, корректная
и устойчивая работа. Однако, лучше не устанавливать
их вместе во избежание конфликтов. Каждая из них имеет
свои преимущества и недостатки. В основном, я использую
ToGo, по причине более удобной работы и интеграции
с драйверами PacketCD (без которых мой MITSUMI 2801TE
пишет аудио-треки со щелчками). На примере этой программы
я и расскажу весь процесс подготовки и записи AUDIO
CD. Единственный ощутимый недостаток версии ToGo 4.5,
которой я пользуюсь - невозможность записи диска в
режиме DAO (Disk-at-Once). Если Вы хотите (и это правильно)
записывать audio CD в этом режиме - используйте программу
Easy CD Creator или ToGo предыдущих версий.
Подготовка
проекта
Определимся
с терминами
Проект
- своего рода шаблон, на базе которого вы формируете
содержимое Вашего будущего аудиодиска. После наполнения
проекта, его содержимое записывается на матрицу в
соответствии с требованиями стандарта audioCD. В программе
ToGo предусмотрены проекты для распространенных форматов
записи CD, в том числе audioCD, CD-ROM и прочие...
AudioCD,
компакт-диск, аудио-диск, CD-DA, диск в стандарте
"Красная книга" - это одно и тоже:
музыкальный компакт-диск. Разные названия применяются
не с целью Вас запутать. Просто литературный редактор
попросил. ;-)
Аудио-трек,
трек, дорожка, музыкальная композиция - одно
и тоже: музыкальное произведение предназначенное для
записи с/на AudioCD.
Запуск
После
запуска программы ToGo мы увидим окно, в котором нам
предлагается выбрать проект нашего будущего диска.
Для подготовки и записи аудио-диска выбираем "CD
Digital Audio".
После выбора
проекта мы попадаем в основную программу, окно которой
разделено на три части (удобнее раскрыть его на полный
экран):
-
-
Информация
о локальных дисках Вашего компьютера.
-
Содержание
выбранного локального диска (в данном случае
- аудио-диска в CD-R приводе).
-
Собственно,
проект, который Вы готовите к записи.
Копирование
треков в проект
При составлении
аудио-сборника, наша задача состоит в том, чтобы скопировать
с компакт-диска на локальный жесткий диск понравившиеся
композиции в виде wav-файлов (16 bit, 44.1 kHz), затем,
при необходимости отредактировать их (добавить-убрать
паузы, смикшировать объединить, разбить, сделать затухание,
обрезание, да мало ли что еще...) и записать на CD-R
в формате Audio CD для последующего прослушивания
на стандартном CD-плеере (или на CD-ROM приводе ПК).
Для этого
проделаем следующие операции:
а) выберите
CD-привод в окне 1 и раскройте содержимое диска (аудио-треки
должны отобразится в окне 2)
б) выберите
опцию "Copy CD-DA source tracks to a disk
file when they are added to a project" из
меню Option - Preferences - закладка "Digital
Audio Extraction". Таким образом, при добавлении
треков в проект, они будут автоматически преобразованы
в wav-файлы и записаны в указанную Вами (в меню Option
- Preferences - закладка "Folders") директорию.
Для
EasyCD Creator эта функция называется
"PreRecord AudioTrack". Эта программа в
данном случае менее удобна, поскольку не позволяет
выбирать и копировать треки группами, а требует задания
имени файла и операции
PreRecord для каждого трека в отдельности.
в) Выделите
нужные треки (с использованием Ctrl) и перетащите
их в окно Вашего проекта (3)
г) По
завершению операции копирования треков на диск, программа
предложит Вам ввести название диска, с которого они
были скопированы.
Совет:
введите что-нибудь осмысленное вместо
цифрового значения, которое программа предлагает подставить
по умолчанию.
д) Повторите
все предыдущие пункты для всех аудио-дисков (кроме
б., для которого достаточно
одного раза), с которых вы копируете композиции для
Вашего сборника. При этом, не забывайте наблюдать
за строкой состояния внизу экрана, которая подсказывает
Вам суммарный объем копируемых файлов и время звучания
(максимальная продолжительность звучания аудио-диска
- 74 мин.). Пока горит зеленый светофор - можно добавлять.
Как только зажегся красный - лимит превышен: начинайте
выбрасывать...
Редактирование
проекта
Вовсе
не обязательно записывать треки на диск в той последовательности,
в которой Вы копировали их на винчестер. Вы можете
произвольно изменять последовательность их звучания,
просто перетягивая мышкой на нужное место название
нужной композиции.
Чтобы
удалить любую композицию из проекта, выделите ее и
нажмите клавишу
"Del".
Окно
управления проектом (3) имеет четыре раздела, переключаться
между которыми можно с помощью соответствующих кнопок
справа:
1)
Tracks - раздел, в котором мы сейчас находимся.
Предназначен для компоновки проекта (добавления, удаления
треков, изменения последовательности их звучания).
Названия композиций и исполнителей изменяются щелчком
правой кнопкой мыши на нужном треке: Properties -
закладка "Title".
2)
Editor - предназначен для простейшего редактирования
композиции. Двойной щелчок на названии трека в первом
разделе (Tracks) вызывает автоматический переход в
этот раздел, при этом загружая для редактирования
не весь трек, а лишь его "preview", с "низким
разрешением" (частотой дискретизации) - что немаловажно!
В отличие от ToGo, EasyCD Creator загружает 30-40
Мб трек для редактирования полностью - пользователям
со слабым сердцем и центральным процессором не рекомендую
даже пытаться!
-
Вернемся
к ToGo. Если быть объективным, то и у этого редактора
возможности по предподготовке файлов для записи
на CD никуда не годятся. Я пользуюсь им лишь для
предварительного прослушивания композиций. Почему?
Потому что все изменения, которые Вы сделаете, будут
применены только к файлу "preview" трека.
После того, как Вы нажмете кнопку "Запись",
пройдет еще немало времени, пока редактор внесет
изменения в основной файл, создав на диске еще один,
такой же по размеру (30-40 Мб), при условии, что
есть место.
Совет:
не пользуйтесь встроенными редакторами у таких
программ - создается впечатление, что они созданы
лишь с целью поиздеваться над пользователями.
Если вам нужно подредактировать файл, существует
масса гораздо более удобных редакторов с намного
более широкими возможностями. Я пользуюсь Cool
Edit. Иногда Gold Wave.
Иногда Steinberg WaveLab. Если
взять их возможности вместе - лучшего просто не
придумаешь!
3)
Artwork - раздел для быстрого создания
незатейливой обложки Вашего CD - для тех, кто не
владеет графическими редакторами (отношения к подготовке
и записи CD не имеет почти никакого, кроме, собственно,
обложки). Существует четыре стандартных картинки,
текстовые блоки для оглавления и содержания, в которые
подставляется информация о названии, исполнителе
и времени трека из содержания проекта (раздел Tracks).
Вам остается только определить размер, расположение
блоков и послать все это на принтер. Напечатали?
КАКОЙ УЖАС! ;-) Для тех, кто хочет и может делать
что-то стоящее, см. раздел Оформление.
4)
Disk - собственно, Запись.
Запись
Итак,
когда все готово (все треки на винчестере, упорядочены
в проекте, зеленый светофор горит - суммарный объем
в пределах нормы) - приступаем к записи. В верхнем
левом углу расположена большая красная кнопка. Не
спешите ее наживать!
Разберемся
с опциями Fixation. Вы можете записать
и закрыть диск за один раз (Close CD. Tracks
cannot be added later.) - наиболее предпочтительный
вариант. А можете оставить диск открытым и впоследствии
добавлять треки до полного заполнения диска (Don't
close CD. Tracks can be added later, but disk is
only readable in recorder until disk is closed)
- привлекательный вариант, но слушать такой диск
Вам не удастся до его закрытия, и избежать щелчков
между блоками, по-видимому, тоже.
-
Test
write. Simulate writing only -
можно произвести только пробную запись (без включения
лазера). Simulate writing once, then write if
successful - произвести сначала пробную, а
затем и окончательную запись, в случае отсутствия
ошибок. Write immediately - записывать
немедленно, без тестирования.
Предупреждение:
после нажатия красной кнопки, процесс уже невозможно
прервать (кроме как полной перезагрузкой), даже
если это просто тест, до полного завершения.
Здесь
же можно выбрать скорость записи (Writing speed),
режим (TAO, DAO), число копий и прочее.
Вот
теперь вставьте чистую матрицу и - красная кнопка.
Сохранение
и выход из программы
После
того, как диск записан и еще горяченький дымится
у Вас на ладони, подумайте, понадобится ли Вам текущий
проект? Если да - имеет смысл сохранить его [File-Save
as]. Но подумайте хорошенько, поскольку аудил-файлы
ваших треков занимают около 650 Мб на жестком диске.
При выходе из программы Вы должны ответить отрицательно
на вопрос программы об их удалении с диска.
А
теперь - скорее ставьте в плеер и наслаждайтесь!
Что же там получилось? :-)
Оформление
Сначала
я пренебрегал внешним видом сборников в своей аудио-коллекции,
считая, что главное в них не "внешность",
а музыкальная "начинка". Я даже не составлял
списков содержания у самых первых записанных мною
дисков, о чем теперь очень сожалею. Сегодня я аккуратно
составляю списки в формате: [Номер трека]
- [Исполнитель] - [Название] - [Длительность] -
очень удобно в дальнейшем. Также я рисую красивые
обложки с оригинальным оформлением для каждого диска,
с использованием пакетов CorelDraw 8 и PhotoShop.
. Пользы от этого рисования никакой, просто люблю
все красивое. :-)
Несколько
советов по оформлению самого диска. Не
пишите острыми предметами (ручкой, карандашом) на
поверхности самого диска - рискуете повредить защитный
слой. Да и вообще не пишите без крайней необходимости
- это испортит внешний вид диска. Надписи можно
наносить только фломастером. Также желательно не
наклеивать на поверхность диска "аппликации"
из распечаток на бумаге и прочих носителей - можно
нарушить балансировку диска, что приведет к его
вибрации в накопителе и, как следствие, может стать
причиной повреждения механики CD-плеера или CD-ROM-драйва
(это особенно актуально для современных высокоскоростных
устройств).
Немного
о записи данных
Написать
этот раздел меня побудили многочисленные вопросы
моих коллег: "Куда тыкать мышкой, чтобы...
[вписать нужное]". Поэтому несколько ответов
на самые насущные вопросы я собираюсь здесь дать.
Сначала
немного теории. Существует множество различных форматов
для записи информации на CD - около десятка. Самые
"умные" программы моментально ошарашивают
пользователя вопросом "А Вам чего?" и
выводят полный список с предложением выбрать. Подробно
о существующий форматах и их особенностях можно
прочесть в разделе "Носители информации"
на этом сайте. Я же в двух словах скажу, что для
простой записи данных (компьютерных программ и файлов)
Вам понадобятся два: ISO9660 / Joliet. Это почти
одно и то же, с тем лишь различием, что ISO9660
поддерживает DOS-овский формат имен файлов (8 символов
для имени, 3 для расширения. А Joliet адаптирован
для длинных имен стандарта Windows'95 - его Вы и
будете использовать чаще всего.
Рассмотрим
процесс записи данных на примере опять-таки, программы
ToGo. Запустив программу, мы получаем на экране
окно с вариантами "проектов" в виде значков
с подписями под ними. Если вы решили записать диск
с данными, ошибиться в выборе проекта практически
невозможно - под значком с нужным нам форматом есть
надпись "CD-ROM ISO 9660 / Joliet" (первый
в списке). Для всех остальных комбинированных форматов
- "Custom Project".
-
Подготовка
проекта к записи (выбор файлов и каталогов для переноса
на CD-R) осуществляется аналогичным с AUDIO CD образом:
в левом верхнем окне выбираем нужный диск (1),
в правом верхнем - нужный каталог или файл (2),
хватаем "мышкой" и тянем в нижнее окно
(3) на надпись "Untitled"
(если это новый проект). Наблюдаем за состоянием
служебной строки, где отображается суммарный объем
подготовленной нами для записи информации (4) -
если он превысит 650 Мб, программа откажется выполнять
запись до тех
пор, пока Вы не удалите лишнюю информацию из проекта.
Итак,
самый распространенный вопрос - как дозаписать
информацию на частично заполненный диск?
Существует
два способа осуществления архивации (в смысле резервного
копирования, а не упаковки) данных с возможностью
дозаписи:
- а) Mutlisession
CD (многосессионный CD)
- б) Packet CD
Mutlisession
CD
Преимущества:
- возможность чтения
в любом современном CD-ROM приводе без дополнительных
драйверов.
Недостатки:
- потеря от 13 до
20 Мб дискового пространства при добавлении новой
сессии
- более сложный процесс
записи
- возможность возникновения
ошибки "опустошения буфера" и, как следствие,
порча матрицы.
Чтобы
записать Mutlisession CD, при осуществлении записи
первой (и последующих) сессиях нужно "закрывать
сессию" но оставлять "открытым" диск.
В опциях программы "ToGo" эта операция
называется "Create Multisession CD, current
session is closed and additional sessions possible"
и на экране выглядит следующим образом:
-
Чтобы
добавить сессию к "открытому" диску, необходимо
выбрать проект "Append Session"
при очередном запуске программы ToGo и импортировать
в очередную сессию всю служебную информацию (структуру
каталогов, названия файлов и все такое прочее) из
предыдущей сессии - программа сама предложит Вам
это сделать. После дозаписи, если диск не заполнен
- снова выбрать опцию "закрыть сессию и оставить
диск открытым". Если диск после дозаписи заполняется
полностью, выберите "Close disk. Sessions
cannot be added later".
При
дозаписи на Mutlisession CD БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
Если при добавлении информации на диск вы выберете
стандартный проект "CD-ROM ISO 9660 / Joliet"
(предназначенный для записи чистой матрицы), программа
не выдаст ошибки и сделает вид, что все хорошо,
прожигая матрицу. Но по окончании этого процесса
вся информация (в т.ч. из предыдущих сессий) будет
полностью утеряна! Хотя, программа предупреждает
о неправильности этих действий.
Я
редко пользуюсь "мультисессионными" возможностями
своего привода, поскольку по причине своей природной
скупости не могу позволить такую нерациональную
растрату дискового пространства даже на 1,5-долларовом
диске - от 13 Мб и более на каждую сессию. :-) По
этой причине забиваю "под завязку", записываю
и закрываю диск за один проход.
Packet
CD
Преимущества:
- возможность копирования
данных как на обычный диск (винчестер, дискету);
- отсутствие проблемы
"опустошения буфера";
- возможность дозаписи
данных в любом объеме и в любое время, вплоть
до окончательного заполнения диска, без потери
дискового пространства.
Недостатки:
- невозможность прочтения
диска в DOS-сессии;
- необходимость установки
дополнительного драйвера для прочтения диска в
Windows-95 (даже для закрытого диска).
- поддерживается
не всеми CD-R приводами и не всем программным
обеспечением.
Для
того, чтобы иметь возможность записывать и считывать
диски в этом формате, необходимо:
- а) Установить драйвер
PacketCD writing
- б) Отформатировать
CD-R матрицу в соответствии с требованиями стандарта
PacketCD.
Сам
процесс установки драйвера и форматирования матрицы
несложен. После того, как драйвер загружен, при
установки чистой матрицы в CD-R привод, он автоматически
предложит Вам отформатировать ее как PacketCD. Вы
можете согласится, если хотите использовать диск
как PacketCD, или отказаться, если хотите записать
стандартный CD(-ROM, -DA, -другой).
Процесс
записи на такой диск вообще комментировать не имеет
смысла - он определяется в системе как дополнительный
накопитель и копирование файлов производится самыми
обычными способами (как вы делаете это, к примеру,
для переноса данных с одного логического диска на
другой).
PacketCD
writing - невероятно удобная и эффективная
штука, особенно, если Вам приходится часто резервировать
информацию на CD-R небольшими порциями. Однако,
за любое удобство, как известно, приходится расплачиваться.
В данном случае - ограниченной "читабельностью"
диска - только в Windows'9x c установкой соответствующего
драйвера.
Вот.
Хотел написать немного, а получилось как всегда.
И это все по причине своей природной скупости -
не могу позволить Вам портить матрицы, совершая
ошибки! :-)
Буду
очень рад Вашим письмам с результатами Ваших экспериментов,
вопросами, замечаниями! Пишите!
Ответы
на поступившие вопросы
Если
вы действительно хорошо разобрались с программами
для записи дисков, то ответьте, пожалуйста, на вопрос:
почему происходит искажение средних и верхних частот
на записанном диске (слышно только на хорошей (профессиональной)
аппаратуре)??
Такого
не может быть, потому что не может быть никогда!
Если
только... Вы не считываете аудиотрек с использованием
звуковой карты - в этом случае искажения могут
быть самыми разными, в зависимости от настроек
карты, качества АЦП и ее общей "начинки"".
Если
же Вы читаете данные с диска специализированной
программой (ToGo, к примеру), она берет с него
"цифру" один к одному, без каких-либо
изменений. И записывает аналогично. В этом случае
на качество звука может повлиять (но в очень редких
случаях) только качество матрицы.
Я
сравнивал треки при помощи анализатора спектра в
программе Sound Forge и на графиках действительно
видны (правда крайне незначительные) различия между
оригиналом и копией. В этой же программе можно посмотреть
и статистику файла, где эти различия также есть.
Естественно все грабилось без участия зв. карты.
Ну
болванка кривая, то есть ее эта сама профессиональная
аппаратура не может нормально прочесть.
Факт
в том, что все читается по-разному, как я понимаю....
причем от чего и как это зависит - пока никто
кажется толком не выяснил, этот вопрос в свое
время бурно обсуждался в аудиоконференциях.
А
вообще люди с профессиональным слухом отмечают,
что есть разница при записи даже на 1-2-4 скоростях...
причем все это не зависит от скорости... и на
1 лучше бывает и на 4..... бывает так, что записанный
на 4х компакт после считывания и перезаписи на
1х стал звучать лучше - чего казалось бы быть
уже не может... по моему мнению все это кроется
в физике считывания CD-R матриц :((((
Правда
ли, что когда диск пишут - стружка летит?
Хм.
Наверное зависит записывающего устройства. Если
это Pilorama SONY CDU-333, все может быть...
В
чём преимущества и недостатки CD-рекордеров (Philips
CDR 880, Philips CDR 765) по сравнению с MD-рекордерами
и кассетными деками?
Это
просто разные вещи. У каждого свои преимущества
и недостатки. Главным преймуществом CD-рекордера
я вижу возможность записи компакт-дисков, которые
можно проигрывать в обычном CD-плеере.
Конкретно
о названных Вами моделях Philips ничего сказать
не могу - не приходилось тестировать.
Можно
ли с помощью CDR и MDR многократно редактировать
одну и ту же запись (дозаписывать в конец, в середину,
как на кассетной деке)?
С
помощью MD-рекордера можно, хотя это крайне неудобно.
С помощью CD-R рекордера - нет: все операции по
подготовке и редактированию треков осуществляются
на компьютере, а на CD-R диск записывается окончательный
результат.
Есть
ли у CD-R регулятор уровня записи в аналоговом режиме?
Нет.
CD-R драйв, как и все компоненты персонального
компьютера, является цифровым устройством. Более
того, это устройство имеет лишь одну основную
функцию - запись на носитель CD-R. Все операции
по предварительному редактированию композиций
осуществляются либо в компьютере, с использованием
специализированного программного обеспечения,
либо с использованием внешних аналогово-цифровых
устройств.
Кто
ещё производит CD-R на сегодняшний день кроме Philips?
Все
кому не лень. Я хочу сказать - очень много производителей.
Обратитесь в любую компьютерную фирму по этому
вопросу.
Информация
бесценна. Спасибо огромное. Один вопрос. (Если можно...)
Есть диск, полностью наполненный классными музыкальными
файлами с расширением wav - MPEG файлы. Можно ли
из них собрать и записать аудио-диск? Вторую неделю
мучаюсь. Этот MPEG все карты путает... Помогите
коллеге-меломану.
Безусловно,
записать wav и mp3-файлы в формате Audio CD можно.
Но я не делаю этого по той причине, что я сторонник
"чистого некомпрессированного звука".
А файлы, сжатые с помощью mpeg компрессии таки
имеют потери в качестве, хотя и порой несущественные.
Для того, чтобы записать файл mp3 на аудио-диск,
необходимо перегнать его в формат wav
со следующими параметрами (44,1 kHz, 16
bit, stereo), воспользовавшись любой
программой-конвертером mp3-wav. Я знаю, что таких
программ довольно много, но ничего не могу порекомендовать
Вам, поскольку не пользовался ими до сих пор.
Но в ближайшее время собираюсь попробовать, потому
что вопрос актуальный, и это, видимо, найдет отражение
в следующей, 3-й части статьи "Я съел собаку..."
:) Удачи!
Здравствуйте,
Леонид! Мне сказали, что Вы большой мастер писать
аудиоCD на CD-R. Не могли бы Вы мне помочь в одной
проблеме. Я хочу записать на CD концерт. При записи,
между треками у меня возникают 2-х секундные паузы.
Не могли бы Вы рассказать, как избежать этого, а
то слушать концерт с промежутками очень неудобно.
Если
Вы пишете в режиме Track-at-Once - пауз не избежать.
Разве что слепить все песни в один большой wav
и в виде одного трека записать на диск. Если этот
вариант не подходит - нужен привод, который поддерживает
режим Disk-At-Once и, соответственно, софт, который
этот режим поддерживает. После этого закатать
песни одну за другой, выбрав режим "без пауз".
Прочитал
твою статью по записи Audio CD. В принципе очень
много информации, но на поставленный самому себе
вопрос ответ в ней, да и вообще в сети боюсь что
не найду. Собираюсь купить SCSI CD-RW, при этом
остановившись на двух моделях: Plextor ... 4-2-20
и Yamaha ... 4-4-16 В фирмах получить ответ что
лучше нельзя, у всех знакомых поспрашивал - никто
про Plextor ничего не знает, Yamaha все хвалят.
При этом Plextor и дороже, и фирма в плане CD-ROM
достаточно пафосная (имею CD-ROM Plextor - крайне
доволен). Сам музыкант и основная цель свои творения
на болванки сгонять. Буду очень признателен если
поможешь советом, очень уж не хочеться после покупки
о чём-то сожалеть.
Во-первых,
зачем CD-RW? Для записи AudioCD функция чтения/записи
CD-RW абсолютно бесполезна, с другой стороны,
если планируете использовать и для других целей,
то нет проблем.
Можно
взять обычный CD-R. И нужно, чтобы он поддерживал
режим DAO. Что же касается, конкретных моделей,
я вряд ли что-то смогу посоветовать. Нужно брать
аппарат и тестировать, чтобы понять, как он себя
ведет. Тестировать на чтение, запись, совместимость
с софтом. Мне, например, писал человек, который
очень ругал Ямаху. Может просто бракованная попалась...
Если возможно - лучше договориться и взять привод
домой на день-два, попробовать записать диск и
посмотреть, что из этого получится. Или в крайнем
случае - оставить возможность возврата, если он
не будет удовлетворять функционально. Я обычно
так и делаю. В противном случае - это рулетка.
Однако,
все это вовсе не означает, что не стоит покупать
CDRW. Во-первых сейчас уже нет в продаже не бывших
в употребоении аппаратов чисто CDR. Во-вторых
CDRW очень удобно для резервирования устаревающей
информации. СDR болванка сейчас стоит около $1.00,
а СDRW от $2.00. Заметим, что если вы пользуетесь
CD-R приводом не только для записи CD, но и для
повседневной работы с обычными CD-ROM дисками,
следите за их чистотой. Не вставляйте в дисковод
пыльные диски - перед установкой протрите их чистой
тряпочкой.
Нельзя
использовать СDR для чтения дисков. Таким образом
дополнительно изнашивается читающая оптика, а
50% смертей от неиспраности СDR связаны именно
с этим блоком. Среди дешевых CDR этот процент
еще больше. Более того - CDR не предназначен для
чтения дисков и его читающий ресур меньше ресурса
обычного CDR драйва.
Добрый
день. У меня проблема: CD-R записывает аудио вроде
всё внешне без
проблем. С винта .wav или копию CD, но вот беда:
вставишь готовый диск в обычный CD проигрыватель,
так иногда сразу начнёт играть, иногда надо 10 раз
вынуть-вставить, чтобы он его распознал. А когда
распознает, то воспроизводит музыку отлично, а вот
с мелодии на мелодию можно переходить только подрят
1-2-3 или наоборот, и начнёшь перескакивать, так
проигрыватель "залетает" и начинает скрипеть.
На комп. CD-ROMе диск играет отлично. На Митсуми
поставил новую прошивку, ТоГо тоже обновил, он может
диск за раз записыват (D-A-O), а не по тракам. Так
что не знаю что и делать.
Суть
Вашей проблемы похоже заключается не в CD-R приводе,
а Вашем CD-player'e. Некоторые старые плееры плохо
воспринимают CD-R диски и тут уж ничего не поделаешь...
Чтобы убедиться в это гипотезе, попробуйте погонять
свои диски на других аппаратах.
Спасибо
за ответ. Проблему удалось распознать на собственном
опыте: Диск надо записывать в 'disk-at-once' -
тогда играет нормально во всех стандартных (дешевых)
плеерах, а вот в дорогих, скажем DVD-плеерах,
играет всё-таки с проблемами, с частности проблема
с переключением, скажем, со второго на десятый
трек, а последовательно треки воспроизводит нормально.
Попробовал также новый софт: NERO 4.0 - замечательная
штука. ToGo делает перед записью на диск ещё и
"изображение" - это займет приблизительно
20 минут, если полный диск, + 20 минут запись
самого диска, а NERO записывает всё "с лёту"
т.е. полный дата-диск или музыку всего за 20 минут!
Очень рекомендую попробовать! Взять можно саму
программу: http://www.download.com/ и наберите
в поиске NERO или http://www.ahead.de/ это официальный
сайт. :-) Koz
Дело
в том, что я недавно приобрел СD-R марки CW-7502-B,
внешний, SCSI-контроллер марки "4206LVD PCI
SCSI". Сделав определенное количество копий
своих баз данных (базы большие) при помощи программы
Creatr32.exe, которую вместе с устройством получил
от поставщика, и убедившись в нескладности процесса
и прекрасном результате (без каких либо ошибок),
я решил попробовать провести копирование аудио-дисков.
Копирование проводилось прямое, т.е. с компакта
и второго CD-ROMа. Но не тут то было. Сразу первых
несколько дисков были испорчены. Эксперимент был
приостановлен (жаль болванок, все таки дорогие они
у нас), а ведь по сообщениям системы проблем не
должно было быть. Когда я пробовал воспроизвести
копию, то ПК вообще его не воспринимал, рано как
и стационарный проигрывательтоже, а простенький
автомобыльный проигрыватель после некоторых манипуляций
поиска играл довольно прилично (чуть было слышно
потрескивание).
Есть
два способа решить Вашу проблему.
1.
Пишите на минимальной скорости (на 1x). Не взирая
на быстроту получения и записи информации SCSI-приводом,
Ваш второй IDE-привод просто не успевает ее выдавать.
К тому же, на аудио-дисках случаются ошибки при
распаковке данных, для коррекции которых привод
пытается считать один и тот же фрагмент по нескольку
раз. И иногда это ему не удается...
2.
Пишите традиционным способом (CD - HDD - CD-R).
Это гарантированно избавит Вас от подобных проблем.
Добавления
Давно
заметил, что все CDR-диски сильно чувствительны
к температуре. Если в корпусе компа жарко, то после
записи такой диск прочтут далеко не все приводы,
а особенно, если он полежит зимой на подоконнике,
то даже свой родной привод долго не сможет его "съесть".
Высокая температура также не способствует хранению
записанных дисков - они читаются всё хуже и хуже.
|