DIGITAL LIBRARY  
  Цифровые форматы | МАГАЗИН - Цифровая Техника  
" Качество - Наш Стиль !!! "  
PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.PORTA.ru - on-line магазин ПОРТАтивной техники.
Разделы
Цифровая стационарная электронника
Портативная Техника
MPEG
Графика
Audio CD
 
 
MPEG-3


Введение

MPEG-3 - предназначался для использования в системах телевидения высокой чёткости (high-defenition television, HDTV) со скоростью потока данных 20-40 Мбит/с , но позже стал частью стандарта MPEG-2 и отдельно теперь не упоминается. Кстати, формат MP3, который иногда путают с MPEG-3, предназначен только для сжатия аудиоинформации и полное название MP3 звучит как MPEG-Audio Layer-3.

MP-3

Нельзя сказать, что этот формат аудиосжатия легко пробился к массовому пользователю. На начальном этапе раскрутки Fraunhofer - фирма, создавшая МР3 едва не убила собственное детище не в меру поспешной жадностью (кстати, многие разработчики новых аудиоформатов, совершают ту же ошибку), но, увидев, что никто не желает платить деньги за кота в мешке, сделала единственно верный шаг – сделала этот формат открытым и бесплатным. Сказать, что после этого МР3 стал популярен – значит, ничего не сказать. Это был взрыв популярности! Этот аудиоформат столь резво пошедший в массы обладал по тем временам нереально высоким коэффициентом сжатия звука при достаточно высоком качестве воспроизведения и с легкостью покорял любого, кто имел отношение к компьютерам и любил слушать музыку. С молниеносной быстротой появилась целая индустрия МР3-сайты, которые занимались только МР3, производители программных и аппаратных проигрывателей музыки в МР3 формате, нелегальные распространители музыкальных композиций, более известные как пираты, первые додумавшиеся до выпуска дисков типа "все песни этой группы на одном диске". Невероятно возрос спрос на пишущие CD-R дисководы и диски под них. МР3 теперь всюду - это признанный звуковой формат. Его используют в играх, кодеки встраивают в операционные системы. Вот уже несколько лет МР3 на вершине популярности...

Но вот эйфория, вызванная его появлением, потихоньку прошла и стало ясно, что МР3 вовсе не безупречен. Несмотря на высокую степень сжатия размер файлов все же слишком велик, чтобы сделать МР3 по настоящему сетевым форматом, а качество bitrate 128 kbs столь любимого пиратами и народом настолько низкое, что огрехи при воспроизведении слышат не только продвинутые музыканты и меломаны, но и вполне рядовые пользователи. В свете этого возникла нужда в новых альтернативных более прогрессивных алгоритмах компрессии звука. И такие алгоритмы появились очень быстро. Некоторые из них начали разрабатываться практически одновременно с МР3 (например VQF), но по каким-то причинам вышли позже и упустили пальму первенства, некоторые алгоритмы разрабатывались и позиционировались разработчиками уже как замена МР3 (семейство MPEG-2 ААС), но еще не стали популярными из-за своего коммерческого характера и раздробленности на несколько несовместимых между собой форматов. Тем не менее, эти алгоритмы по своим возможностям и качеству во многом превосходят MP3.

Формат аудиосжатия PAC


Название формата РАС расшифровывается как perceptual audio coding, что на русский язык переводится плохо, так слово perceptual означает восприятие. Поэтому вариантов перевода много, но наиболее благозвучным является "аудиокодирование основанное на восприятии".

Данный формат был разработан фирмой Lucent Technologies при мощной инвестиционной поддержке компании Bell Labs, которую, так же, как и AT&T интересовали системы сжатия голосовой аудиоинформации передаваемой по цифровым телефонным сетям. К чести инвесторов можно сказать, что в отличие от AT&T, компания Bell Labs не стала разевать рот на слишком большой кусок пирога и предоставила доводку и развитие стандарта создателям, ограничившись только той частью, которая непосредственно касалась телефонных сетей. И довела эту часть до ума, опять таки в отличие от AT&T у которой до сих пор все в стадии разработки. Некоторые высокоскоростные многоканальные цифровые телефонные сети США и Канады используют для сжатия аудиоинформации алгоритмы, основанные на разработках РАС.

Сама же Lucent Technologies, закончив черновую разработку формата и трезво оценив свои слабые маркетинговые возможности, решила пойти тем же путем, что и разработчики VQF. Напомню, VQF, как стандарт был разработан творческой группой Human Interface Laboratories, которая является подразделением компании NTT, но доработкой, развитием и продвижением формата на рынке занималась и занимается фирма Yamaha.

Lucent Technologies поступила схожим образом, решившись доверить новорожденный формат компании Celestial Technologies, которая и занялась дальнейшей судьбой РАС.

В середине лета прошлого года была выпущена первая общедоступная версия кодека РАС под несколько банальным названием Audio Labrary 1.0. Первая выпущенная версия этого программного продукта была демонстрационной (trial) и работала в течении 15 дней. При этом самим своим существованием данный кодек РАС опровергал все сложившиеся со времен МР3 представления о том как должны выглядеть сжатые аудиокомпозиции. Любому поклоннику MP3, VQF, AAC должен был показаться несколько диким тот способ хранения аудиокомпозиций, который был реализован в Audio Library 1.0.

Во-первых, разработчиками было наложено нелепое условие о том, что в одном каталоге могут храниться не более пяти сжатых композиций. Правда этот запрет легко обходится возможностью быстрой смены каталогов, причем сам процесс чем-то напоминает монтаж устройств в UNIX-системах. Но при большом количестве кодируемой информации это не выход.

Второе, еще более нелепое нововведение заключается в том, что аудиокомпозиций в формате РАС в привычном виде (т. е. один файл – одна аудиокомпозиция) просто не существует. При кодировании исходной аудиокомпозиции кодер Audio Library 1.0 в качестве выходного продукта создает не один файл, а целых восемь, с расширениями .TPS, причем при сжатии сразу нескольких композиций и сохранении их в один и тот же каталог, количество файлов не увеличивается, но зато растет объем файла songdata.tps.

Несмотря на эти нелепости, формат получился в общем неплохой. Звучание в целом примерно такого же качества, как и у лучших кодеков из семейства AAC – Liquid Pro AAC и Astrid/Quartex AAC. Конечно, есть нюансы в вечном споре, какие частоты объявить лишними и выкинуть, чтобы уменьшить размер композиции, а какие необходимо оставить, чтобы не ухудшилось качество. Но в целом можно констатировать факт, что РАС с bitrate 96 kbs лучше MP3 128 kbs, а РАС с bitrate 128 kbs приближается к CD звучанию, но не достигает его.

При этом поражает невероятно высокая скорость кодирования при использовании Audio Library 1.0. Четырехминутная аудиокомпозиция (песня средней длины) кодируется на Pentium 200 MMX чуть больше 100 секунд (сравните, на кодирование четырех минут музыки в формат VQF уходит более 20 минут).

Кодек Audio Library 1.0 не содержит каких либо возможностей по кодированию аудиокомпозиций непосредственно с audio CD, то есть не содержит в своем составе так называемый CD-extractor, так же нет возможности непосредственного перекодирования из одного формата в другой ( например РАС < - > MP3 или РАС <-> AAC). В качестве исходного материала принимаются только файлы формата WAV 44 KHz 16bit PCM, что не всегда удобно, так эти файлы зачастую имеют гигантские размеры.

К числу недостатков этого кодека можно отнести и неприменимость сжатых композиций в качестве сетевого формата. Формат не поддерживает потоковую (стриминг) пересылку данных, то есть одновременное воспроизведение и получение аудиокомпозиции. Это формат только для домашней аудиотеки и для продажи на CD-дисках.

Кроме того, аудиокомпозиции в данном формате имеют сильную защиту от нелегального копирования и очень плохо работают с CD-R при воспроизведении не на "родной" машине, на которой производилось кодирование и запись на CD-болванку, а скажем, на машине вашего друга.

На основании этого факта можно предположить, что механизм защиты содержит привязку в "железу" того компьютера, на котором производилось кодирование (например, привязка к серийному номеру жесткого диска), а такая защита очень плохо обходится.

В случае же распространения аудиокомпозиций сжатых кодеком Audio Library 1.0 на официальных штампованных алюминиевых CD-носителях привязка осуществляется к серийному номеру CD, то есть прослушать аудиокомпозиции скинув их на жесткий диск так же проблематично. Но, судя по сообщениям пользователей этого формата, защита вовсе не так безупречна, как рисует фирма-разработчик и зачастую дает сбои. Так, вероятность того, что композиция в формате Audio Library 1.0, которую сжал ваш приятель будет работать на вашей машине приближается к 50%. То есть своеобразная игра в орлянку: "орел" – и вы можете наслаждаться музыкой, "решка" – извините, формат сегодня не работает. Вот если бы сбои системы защиты как-то упорядочить и довести до 100%, то вполне мог бы получиться достойный заменитель МР3 для домашних аудиотек и вообще для людей, которые ценят свое время, ведь по скорости кодирования кодеку РАС равных нет.

Впрочем, если вас пугает та странная организация сжатых композиций, которую обеспечивает кодек Audio Library 1.0 и не нравится ограничение "5 композиций на каталог", но при этом хочется быстрого кодека с хорошим соотношением размер/качество который был бы основан на тех же алгоритмах Рас, то не надо отчаиваться! Компания Celestial Technologies совместно с Lucent Technologies, идя навстречу пожеланиям пользователей, выпустили вторую версию кодека использующую технологии РАС, переименовав свой продукт в AudioVeda 2.0. Этот кодек гораздо более удобен в работе и не пугает непривычных пользователей странными нововведениями.

AudioVeda 2.0 – это комплекс программ объединенных единым графическим интерфейсом, своеобразный jukebox. Кодер, входящий в этот комплекс, позволяет сжать аудиокомпозицию и сохранить ее не в виде базы данных из восьми файлов, а, как и полагается, в виде одного файла с расширением .EPC. В отличие от предыдущей версии кодер поддерживает кодирование с VBR – variable bitrate, или кодирование с варьируемой полосой пропускания. Аналог VBR присутствует в МР3 кодеке Lame. Подобная технология позволяет существенно уменьшить размер аудиофайла при незначительной потере качества.

В комплект AudioVeda 2.0 входит плеер – декодер, позволяющий проигрывать файлы в формате .ECP. Файлы, закодированные Audio Library 1.0 этим проигрывателем воспроизводить нельзя, поэтому можно сказать, что Audio Library 1.0 и AudioVeda 2.0 – это два разных формата, хотя оба основаны на одной и той же технологии РАС и разработаны одной и той же фирмой.

Помимо кодера и декодера в состав полной версии AudioVeda 2.0 входят так же CD-экстактор и преобразователь МР3 <-> РАС, которых так не хватало в предыдущей версии.

Следует упомянуть, что файлы сжатые AudioVeda 2.0 в отличие от предыдущего кодека поддерживают потоковую пересылку данных, то есть этот формат является уже гораздо более сетевым и менее домашним, по сравнению с предыдущим.

Теперь о недостатках. Программа представляет собой ярко выраженную бета-версию и соответственно изобилует багами и глюками. Единый интерфейс очень неудобен и красотой не блещет. После окончания кодирования каждой композиции необходимо выходить из программы и заходить заново, то есть ни о каком пакетном кодировании не может быть и речи. Так же лучше стала работать система защиты от нелегального копирования, что в российских условиях, несомненно, станет главным сдерживающим фактором. Конечно, хранить свою аудиотеку на винчестере хорошо, но иногда хотелось бы ею и поделиться, да и пополнить ее новинками из сети Internet (желательно безвозмездно) тоже весьма неплохо. Кроме того, информация на жестком диске может быть утеряна вследствие атаки вируса или из-за механических повреждений, соответственно может погибнуть и вся ваша аудиоколекция. Согласитесь, восстанавливать ее было бы несколько трудоемко. Кроме того, при смене винчестера или какого-нибудь "железа" системы, вы рискуете потерять доступ к вашим аудиофайлам в этом формате, так как защита может просто не опознать вашу систему.

Увы, пока единственным массовым форматом, позволяющим легко обмениваться аудиокомпозициями и регулярно обновлять свою аудиотеку, был и остается МР3 – признанный лидер рынка форматов аудиосжатия.

Итак, подводя итоги. Кодеки, использующие алгоритмы РАС – быстрые, качественные, с хорошим соотношением размер/качество. Идеально подходят для создания домашних аудиотек, но реально могут пригодится только заядлым индивидуалистам и жмотам, не испытывающим желания делиться нажитыми аудиокомпозициями с другими.

Формат аудиосжатия WMA (ASF)

Перед тем, как приступить к рассмотрению этого формата хотелось бы разрешить некоторую путаницу, которая возникла вокруг его названия. Некоторые авторы в своих статьях называют этот формат форматом аудиосжатия WMA (Windows Media Audio), а некоторые - форматом аудио- (видео-) сжатия ASF (Advansed Streaming Format). Так вот, ASF ни коем образом не является форматом сжатия аудио- или видеоинформации, а те, кто так пишет либо заблуждаются, либо просто не удосужились вникнуть в некоторые тонкости перевода технической документации. Как следует из названия, ASF - это продвинутый формат передачи информационного потока и вполне годится для пересылки как аудио- и видеоданных, так и вообще любой информации. При этом ASF не сжимает данные, этим занимаются отдельные кодеки, например, WMT x.x для аудиофайлов и Windows Media MPEG-4 (а теперь и Windows Media Video v7) для видео.

ASF обеспечивает непрерывность получения потока данных, столь необходимую любому сетевому мультимедиа формату. Для достижения этой цели формат использует наряду с уже известными и проверенными решениями, такими как разбивка передаваемой информации на фреймы, буферизация для обеспечения одновременного получения и обработки данных, проверка контрольной суммы фреймов для коррекции ошибок, и некоторые технологические новинки являющиеся секретом фирмы Microsoft (хотя что еще помимо вышеперечисленного можно изобрести, ума не приложу).

На практике сочетание ASF + мультимедиа кодек является примерным аналогом широко распространенной в Unix - системах парой tar + gzip. Gzip - это архиватор, а tar - это менеджер - "сборщик", собирающий все сжатые файлы и каталоги в один файл архива. Здесь ситуация весьма схожа. Кодек - это своего мультимедиа архиватор, а формат ASF - менеджер пересылки, отвечающий за передачу данных.

Нас интересует, собственно, только звуковая часть кодеков, которые используются вместе с ASF. Именно та часть, которую Microsoft устав от неразберихи связанной с ASF и, наконец - то, решив стандартизировать свои мультимедиа форматы, требует называть WMA (существует еще и WMV - Windows Media Video - стандарт, который все еще продолжают называть ASF, тем более, что Media Player прекрасно его понимает и с таким расширением).

Несмотря на то, что WMA как стандарт появился совсем недавно, чуть ли не последним из всех конкурентов MP3, история этого формата, вернее его кодека, последняя версия которого теперь называется Windows Media Audio Codec v7, началась гораздо раньше.

Компания Voxware известная своими разработками в области мультимедиа, непоседливостью и большим интересом ко всему новому и передовому в мае 1998 года примкнула к проекту TwinVQ, разработанному творческой группой Human Interface Laboratory, являющейся подразделением компании NTT, с целью развития и усовершенствования этого формата, который но тот момент был еще очень сырым и не оптимизированным. Содружество это увенчалось успехом - стандарт VQF был доработан и приобрел тот вид в котором мы его видим и сейчас.

Ну, а компания Voxware, убедившись, что и без нее дела идут неплохо, решительно пустилась в самостоятельное плавание. Используя собственные новаторские идеи, а так же некоторые фрагменты технологии TwinVQ, приобретя на эту разработку определенные права, Voxware создала собственный формат, который реально воплотился в кодеке под простым названием Voxware Audio CODEC v4.0. Когда были выпущены первые три версии - это науке не известно, ну а этот кодек прославился сразу по нескольким номинациям.

Во-первых, в этом кодеке было впервые достигнуто качество МР3 128 kbs на bitrate всего 64 kbs!

Во-вторых, на этот формат обратили внимание сразу несколько крупных телефонных компаний, так как сжатая этим кодеком голосовая информация обладала, даже при bitrate всего 64 kbs очень высокой четкостью. Профессиональными тестерами было установлено, что при bitrate 64 kbs слоговая разборчивость голоса достигала 90%, в то время, как у других форматов аудиосжатия подобный показатель наблюдается при bitrate в 2-2.5 раза больше, т.е. при bitrate 128 kbs и 160 kbs соответственно. Новый формат Voxware, как оказалось идеально адаптирован именно для сжатия оцифрованного человеческого голоса.

На некоторых высокоскоростных цифровых телефонных сетях США и Канады была апробирована система сжатия голосовой информации имеющая в своей основе аппаратную реализацию разработок Voxware. Данная система позволяла вести по одной линии четыре отдельных разговора одновременно без каких-либо искажений. Как известно цифровой сигнал, в отличие от аналогово, невозможно исказить, его можно только потерять.

И, наконец, поддержка этого кодека была включена компанией Microsoft среди прочих аудиоформатов в бесплатный Media Player. Что бы убедиться в этом, достаточно посмотреть список поддерживаемых форматов - там есть строчка "Voxware Audio CODEC". Если учесть тот факт, что Microsoft до сих пор так и не удосужилась поддержать VQF и все разновидности AAC, то такая поддержка дорогого стоит.

Но помимо этих неоспоримых достоинств кодек обладает так же кучей недостатков, представляя собой недоделанный, сырой продукт. Собственно после выпуска работающей версии кодека пыл Voxware несколько поугас, ведь эта область уже более или менее отработана, а на свете столько всего нового, неоткрытого. В общем, выпуска следующей версии кодека пользователи ждали бы долго, если бы не произошло одно событие...

А это событие заключается в том, что в один прекрасный день руководство фирмы Microsoft (раньше сказал бы Бил Гейтс, но теперь он уже не президент этой компании, а скорее руководитель в тени) вдруг осознало, что множество компаний в мире производит программные кодеки для сжатия звуковой информации. При этом компания Microsoft, которая бьется за звание крупнейшего мирового монополиста еще ничего не сделала в этой области, продолжая использовать в качестве основного звукового формата своих операционных систем несжатую аудиоинформацию в виде WAV файлов. Правда, регулярно выходят новые версии Media Player, в котором постоянно увеличивается список поддерживаемых форматов, но нет ни одного кодека, на котором было бы написано "Сделано компанией Microsoft". Надо что-то срочно делать, но что, если своих разработок нет?

И Microsoft поступила, как она поступала уже не раз, в точности в соответствии своему главному принципу "Зачем изобретать велосипед, если его уже изобрел кто-то другой? Его надо купить!".

Да, своей популярностью операционная система Windows во многом обязана именно тем компонентам, которые были в свое время удачно куплены Microsoft и впоследствии доработаны и разрекламированы.

Достаточно привести всего несколько примеров. В феврале 1995 года компания Microsoft, что называется буквально "на корню" закупила маленькую британскую компанию RenderMorphics и на основе ее революционных разработок в области трехмерной графики под общим названием RealityLabs создала один из своих главнейших программных продуктов, на долгие годы определивший популярность операционной среды Windows 9x в среде геймеров (и не только). Речь идет о DirectX - комплекте программ и библиотек, который является ни много, ни мало, как одним из китов, на котором покоится популярность серии Windows 9x.

Другой опорный кит был куплен Microsoft у творческой группы National Center for Supercomputing Applications или вкратце NCSA. Речь идет о некогда знаменитом интернет браузере Mosaic или вернее NCSA Mosaic. Уже немногие помнят те далекие времена, когда на рынке веббраузеров были всего два представителя Netscape и Mosaic. В ходе маркетинговых баталий Mosaic проиграл битву, но уникальные разработки не пропали, а были куплены Microsoft и после тщательной переработки превращены в продукт, который теперь знают все - Microsoft Internet Explorer. Начиная с 1996 года этот браузер не только бесплатен, но и весьма навязчиво предлагается всем пользователям Windows 9х, являясь неотъемлемой частью этой операционной системы. Это факт послужил причиной вполне законной обиды компании Netscape. Понятно, что конкурировать с бесплатным продуктом невероятно сложно, но дело уже было сделано и никакими судами и дроблениями Microsoft на отдельные компании случившегося уже не поправишь. Стоит отметить, что MSIE честно пишет в пункте about, что он основан на технологиях NCSA Mosaic.

Итак, есть два кита, две поры, но, как известно, такая конструкция неустойчива. И Microsoft решила прикупить третью опору в образе перспективного кодека Voxware Audio CODEC v4.0. Разработка была полностью скуплена и программисты компании приступили к дальнейшей доработке и сопряжению ее с другими частями операционной системы Windows.

К чести Microsoft, стоит отметить, что эта компания не сразу кинулась в погоню за конкурентами заполучив новинку, а предварительно хорошо поработала над этим в общем-то сыроватым кодеком доведя его до ума и лишь потом выпустила в широкие массы. Этот кодек хоть и вышел позднее других, зато обладал гораздо более высокими характеристиками и главное он бесплатен! Похоже Microsoft изобрела наиболее эффективный способ уничтожения конкурентов - делать собственные продукты бесплатными, но с поддержкой только Windows и MSIE.

Новорожденный формат без потуг на оригинальность был назван WMA - Windows Media Audio. Этот формат позиционируется своими создателями как преемник целой плеяде устаревающих аудиоформатов, начиная с Real Audio и заканчивая MPEG Layer III.

Но, похоже, что WMA может сменить не только устаревающие форматы, но и относительно новые. Вот несколько фактов.

Низкобитрейтная версия WMA по качеству ощутимо превосходит Real Audio. Соотношение размер/качество для WMA в 2-3 раза выше, чем аналогичный параметр у RA. Более того, WMA превосходит по качеству относительно новый формат QDesign AIFF! Так, при максимальном для QDesign AIFF bitrate 48 kbs, аудиофайлы WMA имеют гораздо меньше искажений и потерь. Кроме того, формат WMA бесплатен, а QDesign AIFF стоит порядка 20 долларов. Так что, думаю, судьба сетевого радио на ближайшие несколько лет предопределена.

WMA с bitrate 64 kbs лучше MP3 128 kbs или по крайне мере обладает тем же качеством. Кодек позволяет легко перекодировать из MP3 в WMA с любым bitrate. Вот в качестве примера небольшая песня группы "Крематорий" "30 лет", сжатая MP3 кодеком в bitrate 112 kbs (к сожалению больше не нашлось) и она же перекодированная в WMA с bitrate 64 kbs.

Если кто-то найдет какие-либо отличия напишите мне, так как я вовсе не претендую на какой-то исключительный слух, являясь рядовым меломаном, но по моему звучит одинаково. Кстати, обратите внимание на размер, композиция уменьшилась ощутимо, не правда ли?

Что же касается сравнения с наиболее качественными конкурентами МР3, то на основании прослушивания и тестов можно сделать вывод о схожести звучания WMA с Liquid Pro AAC и VQF. Так начиная с bitrate 96 kbs и выше, WMA и LQT звучат примерно одинаково, но на более низких bitrate лидирует WMA.

Вообще количество поддерживаемых bitrate в кодеке WMA - это нечто! Поддерживаются bitrate от 6 kbs до 96.1 kbs на канал. Помимо этого, кодек содержит своего рода конструктор для пользователей, в котором можно собрать собственный bitrate - произвольно задать количество kbs, задать частоту выборки (по умолчанию 44 КГц) в диапазоне от 22 КГц до 48 КГц и даже изменить алгоритм сжатия (по умолчанию Windows Media Encoder v. х.х).

Отдельного упоминания заслуживает скорость кодирования. Ее можно охарактеризовать одним словом - быстро. Чуть медленнее РАС, но гораздо быстрее VQF, AAC, не говоря уже об QDesign AIFF.

Последние версии кодеков WMA и WMV реализованы в очередном бесплатном программном продукте от Microsoft Windows Media Encoder v. 7, который вышел совсем недавно - в августе 2000 года.

Windows Media Encoder v.7 позволяет кодировать и аудио- и видеофайлы. При кодировании видеоинформации ее аудио и видео части сжимаются разными кодеками, отсюда, что вполне логично, вытекает уникальная особенность Windows Media Encoder, которая заключается в возможности записи саундтрека видеофильма в звуковой файл WMA. Поддерживаются форматы WMV, AVI, MPEG-1 и MPEG-2.

Работа с Windows Media Encoder v.7 оформлена, как это теперь модно, в виде визардов (wizard - волшебник, помощник, интерфейс, позволяющий легко, шаг за шагом выполнять некоторые наиболее часто повторяющиеся действия, облегчая работу пользователям без опыта работы с данной программой).

Вот пример рядового, обычного кодирования с помощью визарда от Windows Media Encoder v.7.

Шаг 1. Визард предлагает создать новую сессию либо открыть уже существующую. Причем создавать сессию можно либо под надзором визарда - первый пункт, либо самостоятельно - соответственно второй. Выберем первый пункт.

Шаг 2. Первый пункт в этом меню, касается получения исходного файла из сети, что для нас с нашими плохими телефонными линиями не актуально, второй пункт посвящен получению исходной информации с какого-либо устройства - микрофон, видеокамера или прямо с экрана (для видеофайлов). А вот третий пункт именно то что нам надо - конвертация аудио- или видеофайлов в Windows Media формат. Его и выбираем.

Шаг 3. Выбираем файл, который будем конвертировать. И нажимаем далее.

Шаг 4. В этом меню предлагают выбрать качество кодирования аудио- и видеофайлов из уже готовых пресетов - заранее сделанных установок. Если вы хотите создать собственный пресет или, как его здесь называют, профиль, то нажимайте на кнопку "Create and Menage Profiles...".

Шаг 5. В этом меню создаются или редактируются профили. Нажав кнопку "New..." можно создать свой собственный профиль, обозвать его как угодно, выбрать bitrate, кодек, частоту выборки, количество каналов (стерео, моно). Соответственно кнопка "Edit" позволяет изменить любые настройки. После создания и выбора нового профиля переходим в следующее меню.

Шаг 6. В этом меню вводится информация об авторе и названии песни, комментарии и рейтинг.
После подтверждения попадаем на финальный этап - кодирование.

Шаг 7. Финальный. Без комментариев...

Звуковые файлы сжатые Windows Media Encoder с bitrate 64 kbs обладают очень небольшим размером, а сам процесс происходит очень быстро. Так, при кодировании песни группы Nirvana "Smells Like а Teen Spirit" (которую я выбрал в качестве примера не только по той причине, что это одна из моих любимых песен, но еще и потому, что ее продолжительность составляет ровно пять минут), было затрачено всего 1 минута 12 секунд на процессоре Intel Celeron 333. При этом размер аудиокомпозиции составил 2,6 Мб, для сравнения, размер этой же композиции в формате МР3 128kbs составляет 5,8 Мб.

Формат WMA один из немногих, кто поддерживает нормальную перемотку, то есть переход на любое место композиции происходит мгновенно, ничем не отличаясь от аналогичного перехода для МР3.

В общем, преимущества очевидны...

Из недостатков можно назвать: заполнение пауз в аудиокомпозициях посторонними шумами и одноплатформенность WMA - только для пользователей Windows. Можно так же посетовать и на то, что качество WMA 96 kbs несколько ниже MP3 256 kbs, но это уже из разряда "Ну вы и зажрались, сударь!".

Взять кодеки WMA можно по следующим адресам:
www.microsoft.com/windows/windowsmedia/tools/odproducer.asp - один из наиболее ранних версий кодека, сейчас, после выхода Windows Media Encoder v. 7 представляет несколько антикварный интерес.
http://fileforum.efront.com/download.php3?fid=966493674 - Windows Media Encoder v. 7 о котором собственно и шла речь, самый совершенный кодек WMA на текущий момент.

Проиграть WMA можно любым не очень старым Media Player, который входит в состав Direct Show, но лучше всего использовать Media Player версии 7. Эта программа совершенно не похожа на предшественниц и обладает рядом очень полезных особенностей. В частности, в Media Player 7 есть встроенная система true-bass, существенно улучшающая звучание низких частот и придающая композиции глубину, есть многополосный графический эквалайзер, плагины визуализации и даже скины, позволяющие совершенно изменить облик программы, чего в предыдущих версиях отродясь не было. Программа совершенно бесплатна и ее можно загрузить по адресу www.microsoft.com/windows/mediaplayer/download/.

И напоследок несколько слов о перспективах WMA. Аналитики довольно известной компании International Data Corp., которая занимается в основном прогнозами состояния рынка компьютерных технологий, позволили себе высказать мнение о том, что WMA на данный момент является единственной серьезной альтернативой сверхпопулярному MP3. Кроме того, зная феноменальную способность Microsoft к навязыванию собственных стандартов окружающему миру, думаю, за судьбу этого формата можно не беспокоиться. Кстати о навязывании стандартов, появились уже первые жертвы - компания Liquid Audio, известная своей разработкой Liquid Pro AAC, заключила сделку с Microsoft. Теперь во все программные продукты Liquid будет включаться поддержка WMA, а огромная аудиотека в формате LQT будет продублирована в WMA. "Это позволит исполнителям донести свою музыку до миллионов пользователей плееров Microsoft, база распространения которых огромна" - считает шеф Liquid Audio Джери Кирби (Gerry Kearby). Нельзя не порадоваться оптимизму шефа компании, но на практике подобное соглашение означает смерть формата LQT, так как WMA, не хуже и при этом кодеки от Microsoft бесплатны, а Liquid Pro AAC стоит денег.

 
 
Цифровые форматы | МАГАЗИН - Цифровая Техника
Copyright 2003 A-VIDEO   Hачало    -    Email                материалы www.alexsoft.ru      design by Finerdesign.com
Hosted by uCoz